Куклы Александры Кукиновой
Вчера, забросив невод в бездонные глубины Гугла, я извлекла драгоценную жемчужину - фарфоровые куклы Александры Кукиновой. Эта женщина - Мастер с большой буквы, а её произведения, простите за патетику, шедевры! Её куклы изумительны, грациозны, загадочны
и неповторимы. Каждая из них наделена своим темпераментом, характером и стилем. Их можно рассматривать бесконечно, смакуя выражение лиц, пластику, одежду и аксессуары, выполненные и раскрашенные вручную и с потрясающим вкусом.
Жила-была в Москве девочка, звали её Саша и она очень хотела наряжать своих кукол в красивые платья. Советские магазины не предоставляли большого выбора платьев не только куклам, но и девочкам, девушкам и женщинам, поэтому выход был один - шить и вязать. Саше повезло. Во-первых, в её доме располагалась театральная мастерская, в которой можно было разжиться лоскутами невиданной красоты. Во-вторых, её мама умела рукодельничать. Так что через некоторое время довольные куклы щеголяли в шикарных нарядах, придуманных и изготовленных самолично маленькой портнихой, а не менее довольная Саша подрастала и мечтала о карьере театрального художника.
Сказано, сделано - Александра поступила в Школу-студию МХАТ на факультет сценографии и театрального костюма и, будучи ещё студенткой, начала подрабатывать в театре и оформлять спектакли. Однако на дворе был конец 1988 года, в воздухе искрило от избыточного
нервного напряжения и предчувствия больших перемен. «Самое важнейшее искусство» обозначило свою позицию манифестом «Маленькой Веры». Театры не отставали, заполняя репертуар социальными пьесами, не требующими от театральных
художников изысков по части костюмов. Нет, не о такой работе мечтала Саша! Ей хотелось создавать пышные и воздушные платья волшебниц, замысловатые и изысканные наряды оперных див и шикарные костюмы для исторических спектаклей, поражающие достоверностью
деталей.
И вот, жёлтая Земляная Змея сменила Жёлтого Дракона и 1989 год взорвался словами Цоя «Перемен, мы ждём перемен».
Время перемен пришло!
На дворе 1989 год, Александра Кукинова работает в театре, получая 200 руб. за один спектакль, работа над которым длится по несколько месяцев. Денег на жизнь не просто не хватает, их не хватает катастрофически. В те годы каждый перебивался кто, чем мог, вспоминая нажитые за жизнь навыки (моя мама, например, вязала шапки-петушки на заказ, а её подруга шила постельное бельё). Саша же решает совместить приятное с полезным - организовать надомный кооператив по пошивке тряпичных кукол, пригласив в помощь своих знакомых по театру. Саша рисует эскизы, женщины - шьют. Но первый опыт по разным причинам оказался неудачным, проект "не пошёл". Вот здесь бы и могла закончиться эта история, однако Александра не отчаялась. Да и терять ей, собственно, было нечего.
Любовь к русскому костюму Саша обрела ещё будучи студенткой, когда наткнулась на книгу о традициях русского костюма с великолепными иллюстрациями. Её буквально потрясли изумительные узоры и сложнейшие орнаменты, богатство деталей и изящество аксессуаров, тончайшая и искуснейшая вышивка, неподражаемые кружева... Поэтому не мудрено, что первая кукла Александры Кукиновой была одета в русский национальный костюм, выполненный с точнейшим соблюдением всех этнографических тонкостей.
Эта идея оказалась не просто удачной, а мега перспективной! Начавшаяся перестройка распалила интерес заграницы ко всему русскому. Железный занавес рухнул и в Москву хлынули желающие воочию увидеть медведей, гуляющих по Красной площади, и увезти на родину сувенир из загадочной Раши. Магазины, торгующие матрёшками, расплодились, как грибы после дождя, и сашина родственница отважилась отнести первую куколку в один из них (у самой-то Александры духа не хватило). И о, чудо, через несколько дней мастерица стала счастливой обладательницей $30, что по тем временам было весьма и весьма приличной суммой.
Воодушевившись, Александра пригласила в долю свою знакомую, в совершенстве владеющую швейной машинкой и, решив не искушать судьбу, они попросту клонировали "счастливый" образчик куклы а-ля рюсс. Дело пошло и Саша оставила театр, став преуспевающим мастером-кукольником.
В 1990-м Александра Кукинова уже имела свою мастерскую, нескольких работниц и даже директора, занимающегося административной работой. Кооператив выпускал до 150 великолепных куколок в месяц, зарабатывая приличные деньги, и Александра стала широко известна
в узких кругах :)
и на горизонте появились американские предприниматели с контрактом в 1000 авторских кукол. Александра не отказалась и... прогорела, понеся убытки в $8000 из-за скачков курса. Бизнес чуть было не рухнул, спасибо отцу Александры,
имевшему к тому времени успешный бизнес. Он не только покрыл убытки, но и профинансировал новую идею дочери, которую многие посчитали очень рискованной - фарфоровые куклы вместо тряпичных.
Александра никогда не работала с фарфором и секреты мастерства пришлось постигать на личном опыте, изобретая, так сказать, велосипед. Первая фарфоровая (вернее фаянсовая) кукла, изготовленная в мастерской Александры в 1991 году, была, по её словам «ужасно нелепой и непропорциональной». Однако шаг за шагом качество росло, в штате появились профессиональные скульпторы, закройщицы, вышивальщицы, кружевница. Саша рисовала детальнейшие эскизы, её команда воплощала их в жизнь.
Куклы были настолько хороши, что американские партнёры вложили в продвижение и рекламу мастерской не много, не мало $250 000, и имя Александры Кукиновой быстро приобрело известность среди американских коллекционеров. Однако сотрудничество было недолгим, с партнёрами пришлось расстаться, причём они повела себя некорректно, предъявив компании Александры необоснованный иск. Но не тут то было, Александра к этому времени стала «тёртым» бизнесменом и не только выиграла суд, но и заново завоевала американский, а затем и европейский рынок, выпустив серию сногсшибательных кукол.
Сегодня куклы мастерской Александры Кукиновой стоят от $10 до $10000, и эта цена оправдана, ведь у кукол все «по-настоящему» - платья, туфельки, украшения, сумочки, зонтики, да и выпускаются они ограниченным тиражом – от 3 до 250 штук. А сама Александра по праву носит звание выдающегося мастера-кукольника и является членом Московского союза художников и Творческого союза художников России.
В нашем магазинчике Вы можете купить фарфоровые статуэтки, не менее прекрасные, чем работы Александры Кукиновой. Стильный фарфоровые скульптуры и композиции из костяного фарфора и бисквитного фарфора украсят ваш интерьер и подчеркнут ваш изысканный вкус.