Авторизация

Ожившее стекло Эмиля Галле

Эмиль Галле — французский промышленный дизайнер, реформатор художественного стекла. Он был не просто не обделён талантами! Он был энциклопедически образован, увлекался ботаникой, слыл незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Однако всемирную славу Эмилю Галле создали его непревзойденные «камейные» вазы и лампы, с которыми он дебютировал на Парижской всемирной выставке 1878 года. 

Всех так поразили представленные им (язык не поворачивается назвать их просто вещами) произведения искусства, что с этого момента за ним прочно закрепилось звание Мастера, обладающего непревзойдённым умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Вот лишь несколько из его изобретений:
- Техника «лунного света» — clair-de-lune
- Подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок непередаваемой красоты
- Использование многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — образующего полупрозрачную поверхность, напоминающую роскошную камею.
- Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, он научился получать «стеклянные маркетри» (его собственный термин) — разновидность мозаики.

С 1884 года Эмиль Галле начал выпускать так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.

Эмиль Галле не просто интересовался ботаникой, он был зачарован красотой и разнообразием природных форм, фактур и оттенков. Ему доставляло истинное удовольствие запечатлевать в рисунках изящную лаконичность бутонов, загадочную причудливость экзотических цветов, поразительную в своём совершенстве простоту невзрачных, на первый взгляд, растений.Неиссякаемое богатство и изумительное совершенство растительного мира поражали его, а текучесть, изменчивость и преходящесть завораживали. 

Именно любовь к ботанике вдохновили Галле на эксперименты со стеклом, он поставил себе задачу - максимально точно воплотить красоту цветов в предметах интерьера. Его опыты увенчались не просто успехом, его работы произвели фурор и в домах состоятельных французов расцвели бесподобные цветы Галле. Восторженные нежные лилии и непостижимые бархатистые орхидеи, величавые и мучительно уязвимые ирисы и яркие созвездия разноцветных клематисов - его любимые цветы и он бесконечное число раз повторяет их, словно не в силах остановиться. Может быть сама божественная Флора жаждала воплощения и беспрерывно звала Эмиля Галле, опьяняя сладкими ароматами и будоража его воображение?..

Вазы Галле были настолько необычны и роскошны, что подчас именно они становились точкой отсчёта для создания всего остального интерьера. Например, бытует история, что когда супруга императора Николая II Александра Федоровна получила в подарок вазу Галле с изображением клематиса, выполненную из знаменитого "лунного" многослойного стекла, она приказала заказать для своего будуара мебель, которая гармонировала бы с этим великолепным приобретением.

Девиз мастерской Галле: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху у края пруда». Но в окружающем мире нет геометрического совершенства, идеальной гладкости, симметрии и ясности цвета, поэтому требовался новый подход к работе с материалом. Галле выбрал стекло, оно как нельзя лучше подходило для передачи быстротечной красоты мира флоры, позволяя создавать сложные цветовые и фактурные эффекты.

Оно текуче, пластично и податливо. Оно может быть чистым и прозрачным, как капля утренней росы или тёмным и непроницаемым, как спрятанное в чаще леса озеро. Оно и отражает окружающий мир, и вбирает его в себя, беспрепятственно пропускает свет и сохраняет частичку его тайны.
Природа не создаёт идеальных объектов, вот и Галле решил намеренно вводить в свои работы «дефекты», усиливая те приёмы, которые к этим дефектам приводят. Он начал вводить в фактуру фольгу, воздух, создавал нарочитые трещинки, стремясь добиться новых художественных эффектов. Количество добавок и смесей для отдельного изделия могло достигать сотни – фольга, пигменты, различные оксиды и кислоты…

Через некоторое время Галле в совершенстве постиг алхимию стекла и получил звание Мастера закономерной «случайности». Предметы, рождаемые в его мастерской, были живыми, дышащими, неповторимыми, как неповторим каждый цветок или бабочка. И даже больше - они символичны и наполнены тонким философским смыслом. Его вазы - вдохновенный гимн природе, с её не останавливающимися ни на минуту превращениями и метаморфозами. Переплетение сочной зелени и сапфирового великолепия соцветий перетекает в трепетание крыльев стрекоз, бабочек и колибри, рождая в нас, зрителях, восторг и восхищение.

Сегодня обладателем прав на марку "Galle" является румынский завод по производству художественного стекла "Coman Design". Здесь выпускаются очень достойные предметы, не уступающие оригинальным вазам и лампам Галле ни по качеству, ни по художественной ценности, ведь они изготавливаются в точном соответствии с технологией, разработанной самим Галле. 

Вазы и лампы Galle (так называют те самые, которые изготовлены самим Мастером) могут в десятки раз отличаться по цене от так называемых предметов "в стиле Galle". Так что если вы хотите стать обладателями подлинных шедевров Эмиля Галле, вам придётся выложить 100, 200, 500 тысяч рублей и больше. Однако, счастливчики, имеющие этакую красоту в своей коллекции, говорят, что это стоит того!

В нашем интернет-магазине вы найдёте антикварные предметы интерьера - стильные вазы из стекла эпохи Арт Деко и редкие фарфоровые вазы 19 века, напольные вазы, выполненные в китайской технике клаузоне и каминные вазоны в японской технике мориаж, необычные вазы из металла эпохи модерн и элегантные вазы в стиле ампир. А также у нас представлен широкий выбор фарфоровых статуэток и винтажной посуды из английского фарфора.