Авторизация

История возникновения канделябра

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

 

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

 

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

 

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

 

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 Б. Пастернак

Скоро зима... В восьмом часу вечера уже темным темно, особенно если небо нахлобучило свою кудлатую серую шапку на крыши домов и опрокинулось на город бесконечным питерским дождём. Хочется сидеть дома, кутаясь в тёплый плед, попивая горячее какао и смотреть милые сентиментальные комедии или задушевные мелодрамы. Или разбирать летние платья и блузки, ещё хранящие воспоминания о лете, солнце и море, перед тем, как на целые полгода упрятать их в дальний шкаф. Или достать с антресолей картонную коробку, хранящую всякие сокровища из прошлого, и найти в обветшалой, напрочь замусоленной записной книжке телефон старого знакомого, в которого я была влюблена лет 30 назад. Набрать его номер, с удивлением обнаружить, что телефон работает и, услышав усталое Алё, молчать и дышать в трубку, чувствуя, как лицо заливает румянец и сладко ёкает сердце. А потом включить Таривердиева, зажечь свечи, чем больше, тем лучше, и смотреть на озябших прохожих, пытающихся совладать со своенравными разноцветными крыльями зонтов... 

Я люблю смотреть на огонь, на его бесконечную изменчивость, игру цвета и формы, на то, как он вылизывает своими бесплотными оранжевыми языками дрова в камине, незаметно превращая их в ничто, в прах, в горстку золы. Мне нравится наблюдать за его бесподобным танцем, то спокойным и ласковым, то страстным и неистовым, и высматривать в его жаркой сердцевине огненную саламандру, хранительницу и повелительницу этой своенравной и непредсказуемой стихии. Огонь спасителен и опасен, прекрасен и разрушителен, он требует к себе особого внимания и отношения. Ему нужны постоянные подношения, чтобы он не погас, и неукоснительная бдительность, чтобы он не вырвался на свободу...

Говорить об огне, можно также бесконечно, как и смотреть на него :), однако наша история сегодня не о нём самом, а о приспособлениях для его приручения - подсвечниках и канделябрах.

Первые упоминания о подсвечниках найдены в древнейших египетских и этрусских текстах. Они использовались в ритуальных целях, изготавливались из дерева, глины, тростника и представляли собой длинные палки с закреплённой наверху плоской чашей для свечей, выполненной в форме цветка и украшенной листьями и плодами. Богатые горожане вполне могли позволить себе такие светильники в доме, а вот все остальные довольствовались огнём о очаге.

До эпохи Возрождения подсвечники и канделябры имели исключительно утилитарное предназначение, но Ренессанс в корне изменил эту ситуацию, превратив обычные функциональные вещицы в предметы искусства. Их стали украшать рельефной резьбой и скульптурами, драгоценными камнями и роскошными орнаментами, золотом и эмалью. Новые эпохи привнесли в декоративно-прикладное искусство и новые материалы - металл, латунь, бронза, серебро, золото, фарфор.

Бронзовые, серебряные или металлические подставки для свечей с мощной декоративной отделкой были найдены в огромном количестве в этрусских могильниках итальянской Тарквинии. Чуть позже римляне не просто переняли у этрусков традицию богато украшать подсвечники, а возвели эту идею в культ, превратив эти предметы в статусную вещь - эффектное и шикарное украшение интерьера. Чтобы убедиться в этом, загляните при случае в ватиканскую Галерею канделябров, в которой собрана коллекция великолепных монументальных мраморных экземпляров этих древних люстр, торшеров и бра.

Поскольку до изобретения электрической лампочки все дома освещались свечами, подсвечники и канделябры были обязательными предметами интерьера любого дома. По их внешнему виду, материалу, из которого они были изготовлены, и количеству свечей можно было судить о достатке хозяев. Роскошные канделябры, элегантные торшеры, эффектные витые жирандоли, утонченные меноры, изящные дикирии и трикирии, дошедшие до нас из прошлых эпох, восхищают и поражают мастерством исполнения.