Авторизация

Душа Арт Деко. Cкульптуры Деметра Чипаруса

Эти лица невозможно забыть. Тонкость и прозрачная, почти призрачная, лунная белизна слоновой кости, губы, дрогнувшие в чуть заметной улыбке, а во взгляде — мимолётная, едва уловимая печаль. Они знают, что радость от нечаянной встречи, скрывает в себе грусть неизбежности расставания, а за вдохом всегда следует выдох. Им знакомы томительное предчувствие любви и сладостное наслаждение мигом счастья, трепетное предвкушение вдохновения и ошеломительность экстатического полёта фантазии. Они видят то, что невозможно увидеть глазами — только сердцем. Они соприкасаются с тем, что лежит за пределами плотной материи, с тем, что неподвластно суровому Хроносу — с бесконечно переменчивой и остающейся вечно неизменной Душой мира. Они — струны, к которым прикасается Эрос, извлекая невыносимо прекрасные звуки, заставляющие нас плакать от восхищения и трепетать от радости и восторга. 



Вглядитесь в их лица, они укажут вам путь в пространство, лежащее по другую сторону от слов, суеты и обыденности. В то измерение, где жизнь пульсирует в ритме биения сердца, а любое движение — это отклик на сокровенные переживания души. Туда, где бытие — это не прекращающийся ни на миг экстатический танец, восторженная медитация, распахивающая двери навстречу безудержной любви и неуёмному наслаждению...

Это чудо создано в начале прошлого века румынским скульптором Деметром Чипарусом. Эмигрировав в 1912 году в Париж, он с блеском окончил Парижскую Академию Изящных Искусств и стал одним из ярчайших представителей французского Арт Деко. Его стиль — поразительная лёгкость и динамичная пластика образов и потрясающе роскошная, элегантная декоративность. Работы Чипаруса считаются классикой, эталоном Арт Деко в скульптуре, они визитная карточка этого стиля и непревзойдённое наглядное пособие для художников, работающих с бронзой. 



Но начнём с самого начала. Чипарус родился в 1886 году и, едва ему исполнилось двадцать, отправился обучаться мастерству в Италию. Там он поступил в школу знаменитого скульптора Романетти, который научил молодого ученика секретам искусства бронзового литья. Однако Чипарус чувствовал, что классический стиль сдерживает его руку и вскоре покинул солнечную Италию, отправившись в Париж, который был уже покорён неподражаемым Ар Нуво. Потрясающая природная пластичность, изобильная орнаментальность и богатство используемых фактур и текстур заворожили и покорили Деметруса, это было именно то, что нужно. Он смотрел, учился и как губка впитывал всё, что могло ему пригодиться для реализации своих идей и задумок. 



Первыми работами Чипаруса, представленными парижской публике в 1914 году, были скульптуры детей и хотя они не вызвали у зрителей бурного восторга, заявка была сделана — в этих работах видна рука самобытного, зрелого мастера, со своим стилем и видением. Создавая эти скульптуры, Чипарус стремился добиться максимальной выразительности и придумал приём, который чуть позже подхватят многие скульпторы и ювелиры. Сочетание бронзы и слоновой кости дало потрясающий эффект. Эти работы выполнены не просто мастерски, а потрясающе артистично! Поза каждого персонажа настолько "говорящая", а характер настолько узнаваем, что при взгляде на этих маленьких леди и задиристых мальчуганов невозможно сдержать улыбку. 

А затем наступил 1922 год, ознаменовавшийся открытием гробницы Тутанхамона, и проклятие египетских фараонов поразило Европу, буквально заболевшую Египтом. Образы и символы египетских божеств, таинственные гробницы фараонов, бесстрастные и утончённые кошачьи лица египетских красавиц, загадочная геометрия древних орнаментов, пирамиды, сияние золота и изумительный блеск и переливы змеиной кожи — всё это великолепие будоражило воображение художников и не замедлило выплеснуться на холсты, ткани, витражи, воплотиться в ювелирных изделиях, скульптурах, предметах декоративно-прикладного искусства. Фарфоровые статуэтки головы Нефертити, керамические вазы, украшенные характерными орнаментами, разнообразные подсвечники, лампы и светильники, мебель, зеркала и текстиль - все предметы интерьера того времени, так или иначе, несли на себе отпечаток "египетскости". 

Деметр Чипарус не был исключением, его  тоже не обошла стороной «египетская лихорадка», однако эта «болезнь» сыграла ему на руку. Выполненная из бронзы серия танцовщиц в египетских костюмах принесла скульптору феноменальный успех и известность. Эти работы, и правда, поражают своим великолепным исполнением. Я до сих пор сомневаюсь — не настоящими ли тканями и украшениями декорированы эти скульптуры? :))

О, какое это было время! Сверкающее и переливающееся, словно чешуя экзотической южно-американской змеи... Стремительное, как несущиеся по улицам Парижа или Лондона первые, умопомрачительно дорогие, автомобили... Оглушительное и будоражащее, как джаз... Бесстыдно обольщающее и откровенно сексуальное, как дикая кошка... Поражающее роскошью, шиком и экстравагантностью... Стиль Арт Деко — это квинтэссенция настроений того времени, его суть, запечатлённая в шедеврах изобразительного и декоративно-прикладного искусство, в моде, музыке, танцах. 

Именно танцы вдохновили Деметра Чипаруса на создание работ, принесших ему славу величайшего скульптора эпохи Арт-Деко. Попав на гастрольные спектакли знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, Чипарус был поражён происходящим на сцене. Это был абсолютно новый балет — яркий, живой, авангардный, с ослепительно эффектными костюмами и декорациями (эскизы рисовали Бенуа, Бакст, Рерих, Добужинский), с необычно поставленным светом и хореографией, ну и, конечно, блистательным талантом Нижинских, Фокиных, Павловой, Кшесинской, Рубинштейн. 


Для того, чтобы запечатлеть в бронзе пластичность и текучесть танца, его характер и настроения, переливчатость тканей, богатство театральных костюмов, Чипарусу оказалось недостаточно традиционной техники патинирования и золочения бронзового литья. Он начал использовать полупрозрачные лаки и цветную патину по серебряному и золотому фону. В сочетании со слоновой костью, из которой изготавливались лица и открытые части тела, и редкими видами камней для создания постаментов сложной геометрической формы новая техника дала потрясающий эффект. Эти скульптуры до сих пор производят неизгладимое впечатление, в них видна душа мастера, а не только его рука! 

Ещё одна особенность поражает в работах Чипаруса — он удивительным образом удержался от присущих эпохе Арт-Деко нарочитой гламурности, излишней вольности и сексуализации, подчас граничащими с пошлостью. Его героини скорее эротичны и целомудренны, чем сексуальны и откровенны. Взгляд художника словно проник за внешнюю оболочку этих женщин, увидев и выразив самую суть — нежность, уязвимость и трепетность. Именно об этой сокровенной сердцевине говорят, как о великой женской тайне: "Сила женщины берёт начало в её слабости" 

Век Арт Деко был недолог, предчувствие приближающейся второй мировой спугнуло фантастически прекрасных диковинных существ и начиная с 1940 года Чипарус не продал ни одной своей скульптуры. Однако он не прекращал работать, пусть даже и только для себя. Скульптор умер в 1947 году в возрасте 60 лет. А у нас с вами, кстати, есть счастливая возможность увидеть работы Чипаруса живьём. За это огромное спасибо Мкртичу Окрояну, который долгое время собирал частную коллекцию произведений искусства в стиле Арт Деко, на основе которой был создан Русский Дом Art Deco. Собрание насчитывает более 100 работ скульптора, а расположен он в Москве на Воробьёвых горах. 

Купить фарфоровые статуэтки, бронзовые фигурки, стеклянные вазы, винтажную посуду, старинные предметы сервировки и другие предметы интерьера эпохи Арт Деко можно здесь:
https://old-london.ru