Авторизация

Чего хочет женщина, того хочет Бог

Рене Лалик начал свою профессиональную карьеру подмастерьем парижского ювелира. Рисовал он с самого детства и не собирался прекращать это занятие. Вскоре он принёс обучавшему его мэтру несколько эскизов украшений. Они были странные, очень странные, в том смысле, что такие вещи никто не делал и, естественно, не носил. Мэтр хотел отказать незадачливому художнику, но было в рисунках юноши нечто, что запало ювелиру в душу - какая-то особенная, непостижимая тонкость и изящество стиля.

Надо сказать, что рисунки Рене Лалика и впоследствии производили на многих неизгладимое впечатление, в его произведениях романтичность и наивность удивительным образом уживались с дерзостью и эпатажем. В общем ювелир решил рискнуть и сделал на пробу пару брошек и гребешков по эскизам молодого человека. Сами понимаете, ему ни разу не пришлось пожалеть об этом, ведь эти вещицы произвели фурор, моментально и, как оказалось, навсегда покорив женские сердца. 

Ещё некоторое время Лалик продолжает оставаться в безвестности и снабжать экстравагантными эскизами именитых собратьев по профессии. Однако слава бежит впереди него и через некоторое время он уходит на вольные хлеба, открыв свою собственную мастерскую и небольшой бутик в центре Парижа. Вот с этих пор украшения, вышедшие из стен его мастерской, прочно завоевали звание эталона вкуса, шарма и избранности.

В 1885 году Лалик открыл собственную студию. Здесь он смог проявить все свои таланты, ведь кроме графики, дизайна, и ювелирки он в владел скульптурой, керамикой, искусством работы с эмалями, глазурями и живописью по стеклу. Лалик реализовывал свои самые смелые идеи и экспериментировал с нестандартными материалами. У именитых ювелиров Парижа хватало духа брать в работу фантастические эскизы молодого художника, а вот сочетать золото и бриллианты с недорогими материалами - нет. Лалик же позволял себе всё! 

Он был вдохновлён духом зарождающегося модерна, стоял у его истоков и был его верным адептом. Он стремился максимально выразительно передать красоту природы, её пластику и грацию, роскошество фактур и текстур, богатство цветов и оттенков. И он, не задумываясь, использовал в своих работах всё, что помогало ему добиться максимального эффекта. В ход шли слоновая кость, рог, черепаший панцирь, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль, недорогие поделочные камни... Для фантазии Рене Лалика не существовало ограничений и запретов.

Когда в 1889 году Рене Лалик выставил в Парижском салоне дю Шан-де-Марс коллекцию своих необычных украшений, критики скептически хмыкнули и предрекли мастеру широкую известность в узких кругах. О, как они ошиблись! Публика была восхищена неординарной фантазией молодого художника, виртуозным мастерством исполнения, потрясающим вкусом и уникальным авторским стилем и восторженно проголосовала за Рене франком.

Коммерческий успех позволил Рене Лалику нанять 20 мастеров в штат. Теперь он мог в большей степени предаться дизайну украшений и поиску новых необычных ходов и визуальных решений. Именно в эти годы он познакомился с Музой французского модерна, вдохновлявшей многих художников той эпохи. Великолепная Сара Бернар предложила Рене создать аксессуары для её сценических костюмов. Конечно же, он принял предложение. Украшения для блистательной Сары должны были стать особенными и Лалик начал экспериментировать со стеклом, используя его  фантастическую способность передавать цветовые нюансы, формы и объем. Это было началом становления уникального стиля Lalique.

Рене Лалик был смелым новатором, его не останавливали опасения маститых ювелиров или нелестные рецензии критиков, поэтому не удивительно, что шикарная и экстравагантная Сара Бернар легко сподвигла мастера на продолжение экспериментов и с материалами, и с формой. Вслед за изящными растениями и цветами в работах Лалика появляются сначала изображения мха и корневищ, чертополоха и голых древесных ветвей, затем образы насекомых и рептилий, а затем, страшно сказать, обнажённых женщин!

Это было невозможно, неслыханно и неприлично. Но Лалик не обращал внимания на приличия. Он был возмутительно спокоен и неуязвим - ни для обывательских пересудов, ни для скептических и язвительных замечаний собратьев по цеху или критиков.В 1895 г. Лалик вновь выставил коллекцию украшений в салоне du Champ-de-Mars. На этот раз он представил на суд зрителей украшения, в которых использовался рог индийских и южноамериканских буйволов. Теперь уже не только публика, но и критики ахнули от восхищения, ведь работы были бесподобны. Через пару лет за гребень для волос из рога и слоновой кости Лалик получит свою первую премию, а чуть позже орден Почетного Легиона за фурор, произведённый новой коллекцией украшений на Брюссельской ювелирной выставке.

А пока же Рене неустанно творит и его фантазия начинает оказывать влияние на моду того времени. Конец 19 века был весьма консервативен и в женских нарядах не допускалось никаких фривольностей: длинный рукав, глухой воротник-стойка, закрывающий шею до самого подбородка, никакого декольте или, о ужас, открытой спины. Лалик же стремится подчеркнуть красоту женского тела, его украшения гораздо эффектнее смотрятся на открытой коже, а не на ткани, пусть и дорогой.
Женщины страстно желают носить шедевры Лалика, а чего хочет женщина, того хочет Бог! И модельеры начинают потихоньку увеличивать вырез платья, укорачивать рукав, приоткрывать спину. Через некоторое время от былого пуританства не осталось и следа - платья стали открытыми, легкими, украшенными эффектной вышивкой и яркими рисунками в стиле вырвавшегося на свободу неподражаемого и фееричного Ар Нуво.